Страницы

воскресенье, 15 декабря 2013 г.

ТЕСТ. ЧАСТЬ В








XmJBOQtMDe4






Задание В1 проверяет наши знания ПО ФРАЗЕОЛОГИИ И ЛЕКСИКЕ.

Термины, которые необходимо понимать:

  • стилистически или эмоционально окрашенное слово
  • стилистически нейтральное
  • исконная лексика
  • лексика, заимствованная из других языков
  • необщеупотребительная лексика (диалектные, жаргонные слова, профессионализмы,термины, просторечная лексика)
Например, НЕЙТРАЛЬНЫЕ с точки зрения стилистической окраски слова: институт, дом, красивый, быстро, бежать.
КНИЖНЫЕ: дерзновенный, созидательность, явился, перепутье.
РАЗГОВОРНЫЕ: жадина, примчался, отговорился, глубинка.






Задание В2 . Здесь нужно помнить о ВИДАХ СВЯЗИ в словосочетаниях. ( Вспомните наш СУП!) - СОГЛАСОВАНИИ, УПРАВЛЕНИИ и ПРИМЫКАНИИ, 

Сначала ищем ГЛАВНОЕ слово, оставляем его в той форме, в которой оно стоит в данном словосочетании, затем заменяем данное словосочетание другим, построенным на основе ДРУГОЙ связи.

Например, "замените словосочетание " ДЕРЕВЯННЫЙ ЗАБОР" , построенное на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным со связью УПРАВЛЕНИЕ,
 Ответ: "ЗАБОР ИЗ ДЕРЕВА".





Задание В3. Помним о ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ предложения, по наличию которой 
предложения делятся на ДВУСОСТАВНЫЕ и ОДНОСОСТАВНЫЕ,








  





Не забываем также верно выписывать грамматическую основу, где сказуемое может быть ПРОСТЫМ ГЛАГОЛЬНЫМ, СОСТАВНЫМ ИМЕННЫМ И СОСТАВНЫМ ГЛАГОЛЬНЫМ. Часто теряете часть составного ИМЕННОГО или ГЛАГОЛЬНОГО.  Кроме того, помним, что ПОДЛЕЖАЩЕЕ может быть выражено не только именем существительным, но и прилагательным, местоимением, числительным, инфинитивом, причастием, наречием, словосочетанием и даже междометием.


  • Книга - источник знаний.     ( грамматическая основа " книга - источник")
  • Сытый голодного не разумеет. ( "сытый не разумеет")
  • Готовиться к экзамену не так-то просто ("готовиться не так-то просто")  
  • Несколько человек стояли около класса ( "несколько человек стояли")\
  • Мне грустно ( "грустно") - НАША ЛЮБИМАЯ ОШИБКА!
  • Лесу нет конца ("нет")
  • Луны не было на небе ("не было")
  • Очень уж у нас в классе шуметь любят( "шуметь любят")


Задание В4. Проверяет знания о ПРОСТОМ ОСЛОЖНЕННОМ предложении.

Помните, что осложняющий предложение компонент НЕ СОДЕРЖИТ В СЕБЕ  грамматической основы.

Такими компонентами могут быть:
  • ОДНОРОДНЫЕ члены,
  • ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ( часто выраженные ПРИЧАСТНЫМИ оборотами),
  • ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ ( Все общество, включая Сергея Львовича, было в сборе)
  • Обособленные ПРИЛОЖЕНИЯ (Мы, филологи, знаем силу слова),
  • Обособленные ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, часто выраженные ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ оборотами.
  • Вводные слова( Я, конечно, приду вовремя)
  • Вводные словосочетания ( Мысль, по меткому замечанию автора, должна быть облечена в точные слова)
  • Вводные предложения ( Вчера мой друг посетил Эрмитаж - в этом музее недавно побывала и я - и, представьте, в каком восторге он оттуда вышел!)
  • Вставные конструкции ( В сказках всегда младшему брату - дураку ( а точнее, доброму, наивному простаку) - достается и царевна, и полцарства по справедливости)
  • Обращения
  • Сравнительные обороты ( Руки ее холодны, словно лед)

Итак сначала найдите именно ПРОСТОЕ предложение, а потом ищите способы осложнения.

 Задание В5. Пунктуационный анализ предложения. 
Помните, что ВВОДНЫЕ СЛОВА
  • могут выражать ЧУВСТВА говорящего - к счастью, к прискорбию, к стыду, чего доброго, странное дело, не ровен час, нечего греха таить и др.
  • ОЦЕНКУ говорящим СТЕПЕНИ ДОСТОВЕРНОСТИ сообщаемого - конечно, несомненно, очевидно, бесспорно, может быть, кажется, по-видимому, надо полагать, думаю, надеюсь и др. 
  • УКАЗЫВАЮТ НА СВЯЗЬ мыслей, последовательность из изложения - итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, между прочим, к слову сказать, во-первых, с одной стороны, повторяю, таким образом и др.
  • Указывают на ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ оформления МЫСЛИ - одним словом, иначе говоря, мягко выражаясь, так сказать, что называется и др.
  • УКАЗЫВАЮТ НА ИСТОЧНИК сообщения - по мысли Пушкина, говорят, по мнению поэта, по-моему, мол, на мой взгляд и др.
  • Слова, обращенные к собеседнику с целью привлечь его внимание к сообщаемому( видишь ли, знаете, помилуйте, пожалуйста, если хотите знать и др.
  • Указывают оценку меры того, о чем говорится - самое большее, по крайней мере, без преувеличений и др.
  • Показывает степень обычности того, о чем говорится( бывает, бывало, случается, по обыкновению, и др.
  • Выражают экспрессивность высказывания- по совести, по правде, смешно сказать, признаться, между нами говоря, сказать по чести и др.
ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ!!!!
Если вводное слово стоит в НАЧАЛЕ или В КОНЦЕ ОБОСОБЛЕННОГО ОБОРОТА, то само оно НЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ!

Сравни:
  • Он погрузился в размышление, видимо производя в уме какие-то расчеты.
  • Он погрузился в размышления, производя, видимо, в уме какие-то расчеты.
  • Он вспомнил эти слова, возможно услышанные в детстве.
  • Он вспомнил эти слова, услышанные, возможно, в детстве.

Задания В6, В7, В8 и В9 посвящены синтаксическому и пунктуационному анализу СЛОЖНОГО предложения.

Помним, что сложные предложения могут быть СОЮЗНЫМИ и БЕССОЮЗНЫМИ. 
СОЮЗНЫЕ же могут быть СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫМИ, Части сложного предложения связаны между собой по СМЫСЛУ, ИНТОНАЦИОННО и без помощи союзов в БЕССОЮЗНОМ предложении. С помощью СОЧИНИТЕЛЬНЫХ союзов ( и, а, но, да, то...то, не то...не то, не только..., но и , зато, ни...ни, либо, или и др.) в СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ предложении и с помощью ПОДЧИНИТЕЛЬНЫХ СОЮЗОВ ( если, чтобы, так как, потому что, что и др. ) и СОЮЗНЫХ СЛОВ ( наречий и относительных местоимений - где, куда, как, что, кто, который, какой и др.) в СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ предложении.
В БЕССОЮЗНОМ 
 предложении помимо ЗАПЯТОЙ, отделяющей одну часть от другой, может стоять ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ, ДВОЕТОЧИЕ, ТИРЕ,




ВИДЫ СВЯЗИ ЧАСТЕЙ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ:
  1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ подчинение ( по ЦЕПОЧКЕ) каждая следующая часть зависит от предыдущей, от нее и задается вопрос к последующей . Например:" Счастье так мало зависит от материальных благ и вещей, что тот, для которого эти вещи сделались безразличны, пожалуй, ближе всего к тайне счастья".( Хамерлинг)
  2. ОДНОРОДНОЕ СОПОДЧИНЕНИЕ, Вопросы и к одному придаточному, и к другому ставятся от ГЛАВНОЙ части, и эти вопросы СОВПАДАЮТ, Например:" Доброта - это язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слушать" (Бови). Помним , что перед союзом И, который связывает эти однородные придаточные , ЗАПЯТАЯ НЕ ставится. Кроме того, СОЮЗ или СОЮЗНОЕ СЛОВО может отсутствовать перед ВТОРЫМ ПРИДАТОЧНЫМ ( первый союз или союзное слово относится к ОБЕИМ ЧАСТЯМ)
  3. ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. Придаточные части относятся к РАЗНЫМ СЛОВАМ главной, отвечают на РАЗНЫЕ вопросы.  Например: "Что бы ни делал человек, его дела, даже самые выдающиеся, ничего не стоят, если он не выполнит своего долга перед родителями"(Ауэрбах)


   В блоке В НЕТ вариантов ОТВЕТОВ, вам нужно САМОСТОЯТЕЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ  краткий ответ на поставленный вопрос. 
 Максимальное количество баллов - ДЕВЯТЬ,



38 комментариев:

  1. Спасибо большое))
    Теперь всё встало на свои места)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Елена Юрьевна, теперь все стало намного понятнее.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Елена Юрьевна, все понятно.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Елена Юрьевна, очень нужная и важная информация!

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, Елена Юрьевна! Я всё поняла и разобралась с ошибками.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо, в теории все понятно, осталось применить на практике!

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо, Елена Юрьевна, многое стало понятней, но хотел бы уточнить на счёт составных сказуемых..(пожалуйста с примерами)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Составные сказуемые могут быть ГЛАГОЛЬНЫМИ и ИМЕННЫМИ, В этих сказуемых ЛЕКСИЧЕСКОЕ и ГРАММАТИЧЕСКОЕ значение выражается в РАЗНЫХ словах.
      СГ - это такое сказуемое, которое СОСТОИТ из ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ГЛАГОЛА, выражающего ГРАММАТИЧЕСКОЕ значение сказуемого, выражающего значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности и ИНФИНИТИВА, выражающего его ОСНОВНОЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ значение.
      Например. " На темном небе НАЧИНАЛИ ЗАЖИГАТЬСЯ звезды. "
      "Мы ПРОДОЛЖАЛИ молча ИДТИ друг подле друга"
      "Девочка ПЕРЕСТАЛА ПЛАКАТЬ.

      Не путать:
      Птицы БУДУТ ПЕТЬ, Птицы ЗАПОЮТ. ( ПРОСТОЕ глагольное сказуемое). Вспомогательный глагол лишь указывает на форму БУДУЩЕГО времени.
      Птицы НАЧНУТ ПЕТЬ. ( СОСТАВНОЕ глагольное сказуемое). Вспомогательный глагол может и отсутствовать, а вместо него могут выступать сочетания кратких ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ( должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др. ) и глагола-связки БЫТЬ в форме одного из наклонений.
      Я БЫЛ БЫ РАД ПОСТУПИТЬ в институт. Я НАМЕРЕН БЫЛ ОТПРАВИТЬСЯ на заре в деревню.
      Самое главное, что в СГ обязательно присутствует ИНФИНИТИВ!

      СИ - состоит из ГЛАГОЛА-СВЯЗКИ и ИМЕННОЙ ЧАСТИ( имени существительного, прилагательного, краткого страдательного причастия, даже наречия и др.

      Ветер БЫЛ ВСТРЕЧНЫЙ,
      Все ДЕЛАЕТСЯ СВЕТЛЕЕ,ВЕСЕЛЕЕ от первого снега.
      Ночь КАЗАЛАСЬ мне УДИВИТЕЛЬНОЙ и ПРЕКРАСНОЙ .
      Мне СТРАШНО ( в настоящем времени связка - нулевая).
      Спортсмены СИДЕЛИ на скамейках ДОВОЛЬНЫЕ своей победой.

      Главное, что в СИ есть ИМЕННАЯ часть.

      Удалить
    2. Большое спасибо, Елена Юрьевна!
      Тепреь всё ясно.
      (В последних примерах довольно сложно определять составное именное...)

      Удалить
    3. Игорь, будем тренироваться, обязательно разберемся.

      Удалить
  8. Спасибо, Елена Юрьевна. Мне всё понятно. Только напомните пожалуйста, в чём согласуется Главное слово с зависимым. (Связь Согласование)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Главное слово согласуется с зависимым в РОДЕ, ЧИСЛЕ и ПАДЕЖЕ. Следовательно, зависимое слово должно изменяться по этим категориям, а это прилагательное, причастие, порядковое числительное, некоторые местоимения.

      Удалить
  9. Спасибо ,Елена Юрьевна, всё стало понятно!

    ОтветитьУдалить
  10. Теперь всё понятно. Спасибо большое!!!

    ОтветитьУдалить
  11. Елена Юрьевна, мне стало понятнее, некоторые вещи до этого не понимал.

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо, Елена Юрьевна) Раньше было непонятно про виды подчинения. Теперь разобралась. Большое спасибо)

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо, Елена Юрьевна! Вопросов не возникло.

    ОтветитьУдалить
  14. Елена Юрьевна, извините что так поздно, только что дописала часть В. думаю что буду теперь справляться с ней лучше)

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо, Елена Юрьевна, все понятно.

    ОтветитьУдалить
  16. Спасибо, Елена Юрьевна! Все вопросы "отпали".

    ОтветитьУдалить
  17. Спасибо, Елена Юрьевна! Теперь мне всё понятно в части B.

    ОтветитьУдалить
  18. Елена Юрьевна,простите,пожалуйста,что я так поздно отзываюсь,но я всю част В прочитала,переписала и поняла.

    ОтветитьУдалить
  19. Спасибо Елена Юрьевна, все понятно

    ОтветитьУдалить
  20. Спасибо ,Елена Юрьевна , теперь мне всё понятно!

    ОтветитьУдалить
  21. Спасибо Елена Юрьевна! Теперь все понятно.

    ОтветитьУдалить
  22. Спасибо! Очень полезная информация.

    ОтветитьУдалить
  23. Спасибо, Елена Юрьевна. Мне все понятно

    ОтветитьУдалить
  24. Спасибо,Елена Юрьевна,я разобралась и постараюсь не совершать ошибки.

    ОтветитьУдалить
  25. Сапасибо Елена Юрьевна, теперь мне все понятно

    ОтветитьУдалить
  26. Спасибо, хотелось бы узнать о том, на чём могут подловить не только в ГИА, но и в ЕГЭ по безличным предложениям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Главное, Максим, помнить, чем может быть выражено сказуемое в безличных предложениях, правильно находить грамматическую основу.

      Удалить
  27. Елена Юрьевна, как вы и сказали, что, когда прочитаете нужно отписаться. Я всё прочла, но одна вещь, которая до меня доходит, как до жирафа, я так и не могу понять В1. Помогите,пожалуйста, разобраться!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, советую поработать со словарями, как следует разобраться в терминах, на уроках обязательно будем повторять.

      Удалить
    2. С терминами мне всё понятно, но всё равно путаюсь.

      Удалить
  28. Спасибо, Елена Юрьевна, я всё поняла и написала в тетрадь!

    ОтветитьУдалить