По просьбе трудящихся. Шестиклассников и семиклассников, создающих свои шедевры.
У одних - "Хорь и Калиныч" И.С.Тургенева. У других - Калашников и Кирибеевич из "Песни"...М.Ю.Лермонтова, а скоро и Остап и Андрий из "Тараса Бульбы" Н.В.Гоголя.
Обратимся к учебнику, к сожалению, не к тому, по которому занимаемся, к учебнику профессора, ныне живущего и преподающего в нашем славном университете.
Большом, как его называют.
Фамилия автора - Сухих И.Н.
Надо вам сказать, милые дети, что это единственный учебник, который солидный журнал по главам перепечатывал, а взрослые завидовали, что такие учебники, которые можно, как книгу, читать , появляться в вашей жизни стали, а раньше, увы, отсутствовали. И приходилось многое не из учебников узнавать.
Впрочем, было это давно, когда книгу читали. С удовольствием. А потом еще и разговаривали.
Итак, основные способы характеристики персонажа в эпическом произведении
1) Прямая авторская характеристика
2) Портрет героя
3)Действия и поступки персонажа, его взаимоотношения с другими героями
4)Характеристика героя другими действующими лицами
5)Самохарактеристика
6)Речь
У одних - "Хорь и Калиныч" И.С.Тургенева. У других - Калашников и Кирибеевич из "Песни"...М.Ю.Лермонтова, а скоро и Остап и Андрий из "Тараса Бульбы" Н.В.Гоголя.
Обратимся к учебнику, к сожалению, не к тому, по которому занимаемся, к учебнику профессора, ныне живущего и преподающего в нашем славном университете.
Большом, как его называют.
Фамилия автора - Сухих И.Н.
Надо вам сказать, милые дети, что это единственный учебник, который солидный журнал по главам перепечатывал, а взрослые завидовали, что такие учебники, которые можно, как книгу, читать , появляться в вашей жизни стали, а раньше, увы, отсутствовали. И приходилось многое не из учебников узнавать.
Впрочем, было это давно, когда книгу читали. С удовольствием. А потом еще и разговаривали.
Итак, основные способы характеристики персонажа в эпическом произведении
1) Прямая авторская характеристика
2) Портрет героя
3)Действия и поступки персонажа, его взаимоотношения с другими героями
4)Характеристика героя другими действующими лицами
5)Самохарактеристика
6)Речь
Все это мы в произведении ищем, материал о каждом герое собираем.
Таким образом, мы узнаем о нем и изнутри, взглядом, которым он смотрит на себя самого, и извне, глазами других.
Так автор создает сложный ХАРАКТЕР, который разгадывают читатели нескольких поколений ( если же образ литературного героя можно определить одним словом, значит, писателем создан ТИП, где выделяется, акцентируется какая-то одна черта или свойство человека).
Ахилл, Одиссей - ТИП. Тарас Бульба - ХАРАКТЕР.
Материал собрали. Самое время вспомнить фразу Конфуция:"Все познается в сравнении".
Сравнительная характеристика - сочинение-рассуждение, в котором анализируются два героя с какой-либо общей точки зрения, выявляются их одинаковые и противоположные черты и доказывается, что они сходны или различны.
1)Подумайте, почему вообще можно сравнивать именно этих героев. Может быть, они вместе выросли, попали в сходные обстоятельства или их объединяет одинаковый возраст, социальное положение?
2)Отберите признаки, по которым вы будете характеризовать героев. Главное правило сравнения: портрет сравниваем с портретом, речь с речью, разное поведение в одной ситуации и т.д. ( ищем эпизоды, опираемся на текст)
3)Составьте план сравнительного анализа. В нем по порядку расположите элементы сравнения.
Например:
а)первое появление героя
б)портрет
в)окружающая обстановка
г)отношение с близкими людьми, с обществом
д)поведение в сходных ситуациях(отберите эпизоды для сравнения)
е)речевая характеристика
ж)авторское отношение к герою и т.д.
4)Обратите внимание на изобразительно-выразительные средства языка, связанные с персонажем, при помощи которых автор рисует своего героя ( эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.)
5)Напишите черновик на основе собранного материала связно, превратив его в целостный текст.
6)Обдумывая композицию сочинения, имейте в виду, что оно должно быть построено на основе ПАРАЛЛЕЛЬНОГО сравнения, то есть НЕЛЬЗЯ сначала рассказать об одном герое, а потом о другом.
7) В конце своей работы сделайте вывод-заключение:для чего сравнивались герои, что это дает для понимания характеров и ОСНОВНОЙ МЫСЛИ произведения. Наша задача - понять, с какой целью сам автор сопоставил героев, разгадать его замысел.
Комментариев нет:
Отправить комментарий