Страницы

воскресенье, 23 ноября 2014 г.

Анализ стихотворения

   Первый вариант:




1. Дата написания и публикации.
2. Место, занимаемое в творчестве поэта.
3.Творческая история. Выбор жанра.
4. Основная тема.
5. Смысл названия.
6.  Лирический сюжет и его движение.
7. Композиция. Наличие обрамления, основные структурные части.
8. Основное настроение, тональность стихотворения.
9.  Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие.
10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.
11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы.
12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.
13. Позиция автора (восторг, негодование,
элегическая грусть),передача его переживаний.
14. Музыка стихотворения.
15. Ритм, размер.
1б. Рифмовка, характер рифм.
17.Лексика. Языковые выразительные средства.
18.Поэтический синтаксис.
19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.
20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
21 .Отзывы критиков о стихотворении.
22.Звучание стихотворения в наши дни.
  
              Второй вариант:


  1. Название, автор (что вы знаете о нем, время создания, жанр.)
  2. Биографический и исторический комментарий
- где и при каких обстоятельствах написано?
- отражение времени эпохи, истории страны, явлений литературы. Объяснение исторических событий, имен, названий, явлений общественной жизни;
- отражение личности автора (конкретные события, факты биографии)
  1. Раскрытие авторской позиции, замысла автора.
Идейно-эстетическое содержание текста:
  1. Языковой комментарий (лингвистическое толкование текста)
- разъяснение непонятных, устаревших выражений и слов.
- раскрытие контекстуального смысла слов и словосочетаний.
- анализ «контекстуальных приращений» языковых единиц.
  1. Тема произведения, вопросы, волнующие автора.
  2. Идея, основные мысли, их общее значение.
  3. Воплощение идеи в образах:
- композиционный план стихотворения (его построение)
- языковая оболочка литературного образа.
- лингвистический анализ ИВС языка.
-анализ особенностей языка (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, аллегория и т.д.)

  1. Общий тон стихотворения.
  2. Характерные особенности стиля (ведущие, доминирующие признаки стиля)
  3. Значение произведения (в годы создания и в наше время)
  4. Твоя оценка стихотворения



  5. Анализ поэтического произведения

    План анализа стихотворения
    1. Элементы комментария к стихотворению: 
    - Время (место) написания, история создания; 
    - Жанровое своеобразие; 
    - Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.); 
    - Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки. 
    2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя. 
    3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения. 
    4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы: 
    - Композиционные решения; 
    - Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования; 
    - Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации; 
    - Ритм, строфика, графика, их смысловая роль; 
    - Мотивированность и точность использования выразительных средств. 
    4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые). 
    5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения. 
    6. Дополнительные (свободные) размышления. 


    Анализ поэтического произведения 
    (схема)
    Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения - переживание, чувство; 
    Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства); 
    - определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая - косвенная); 
    - определить организацию (композицию) лирического произведения; 
    - определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное - скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика...); 
    - определить ритмику (однородная - неоднородная; ритмическое движение); 
    - определить звуковой рисунок; 
    - определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику. 


    Поэтическая лексика
    Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов; 
    - выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; 
    - определить своеобразие и активность использования тропов 
    ЭПИТЕТ - художественное определение; 
    СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого; 
    АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы; 
    ИРОНИЯ - скрытая насмешка; 
    ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление; 
    ЛИТОТА - художественное преуменьшение; 
    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать; 
    МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. 

    Поэтический синтаксис
    (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
    - риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа; 
    - повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений; 
    - антитезы – противопоставления; 

    Поэтическая фонетика
    Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.) 
    - Аллитерация – повторение согласных звуков; 
    - Ассонанс – повторение гласных звуков; 
    - Анафора - единоначалия; 

    Композиция лирического произведения
    Необходимо: 
    - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; 
    - выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли; 
    - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) 
    - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; 
    - выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). 
http://literatura5.narod.ru/teory_rech_tabl.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий