Что писать труднее: подробное или сжатое изложение? Конечно, сжатое, потому что нужно не только информацию услышать, понять, о чем говорится в тексте, но и "переработать" ее.
А для этого-то и понадобится знание приемов СОКРАЩЕНИЯ написанного.
Во-первых, нельзя сокращать текст случайно, как вздумается,
во-вторых, в итоге должен получится связный, логичный текст, а не его план.
Для этого можно сократить лишь второстепенную, несущественную информацию, сохраняя последовательность в развитии действия, смысловую и грамматическую связь между предложениями.
Разные авторы рассказывают о разных наборах языковых приемов сжатия текста. Кто-то говорит
об ИСКЛЮЧЕНИИ ( повторов, синонимов, поясняющих и уточняющих конструкций, второстепенной информации); ОБОБЩЕНИИ (замене однородных членов обобщающим словом, слиянию нескольких предложений в одно синонимичное, замене части предложения отрицательным или определительным местоимением ); УПРОЩЕНИИ( слиянии нескольких предложений, замене сложного предложения простым, замене прямой речи косвенной).
Кто-то вводит иные термины: ИСКЛЮЧЕНИЕ, ЗАМЕНА, СЛИЯНИЕ.
Но так или иначе ЭКЗАМЕНАТОРЫ-ЭКСПЕРТЫ будут проверять УМЕНИЯ отбирать в исходном тексте основное, при сохранении КОЛИЧЕСТВА МИКРОТЕМ. Продемонстрировать нужно умение сокращать текст разными способами, точно отбирая языковые средства для обобщенной передачи содержания.
Текст прозвучит ДВАЖДЫ.
При ПЕРВОМ чтении необходимо сосредоточиться на основной ТЕМЕ текста, определить МИКРОТЕМЫ, ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ, соотнести друг с другом смысловые части.
ФОРМА ЗАПИСЕЙ полностью зависит от вашего желания! Советы по ведению этих записей я вам давала ( фиксируем ключевые слова, пишем с пробелами между строк, чтобы была возможность что-то добавить при втором чтении, показываем отчеркиванием границы микротем).
В перерыве между прослушиваниями грамотно составляем план( желательно ТЕЗИСНЫЙ !), восстанавливаем логику и последовательность прослушанного текста, не пренебрегаем его стилем.
Особое внимание уделяем именам собственным, датам, цитатам, которые хотим использовать, важным ИДЕЯМ , которые необходимо сохранить.
За что получаем баллы?
Во-первых, за СОДЕРЖАНИЕ.
Точно передали основное содержание, отразив ВСЕ важные для его восприятия МИКРОТЕМЫ, и получили 2 БАЛЛА.
Упустили или добавили ОДНУ микротему - 1 БАЛЛ, более ОДНОЙ - 0 БАЛЛОВ.
Во-вторых, за СЖАТИЕ ТЕКСТА.
Применили приемы сжатия текста во ВСЕХ микротемах, получили 3 БАЛЛА,
только в 2 микротемах - 2 балла,
в одной - 1 БАЛЛ, нигде - 0 БАЛЛОВ,
В-третьих, за СМЫСЛОВУЮ ЦЕЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВУЮ СВЯЗНОСТЬ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ,
Если в вашей работе нет ЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ не нарушена, НЕТ нарушения АБЗАЦНОГО ЧЛЕНЕНИЯ ТЕКСТА , то вы получаете 2 БАЛЛА.
1 ЛОГИЧЕСКАЯ ошибка, и ( или) ОДНО нарушение АБЗАЦНОГО деления текста - 1 БАЛЛ,
если больше - о баллов.
Итого, можно получить МАКСИМАЛЬНО 7 БАЛЛОВ
ВАРИАНТЫ ТЕКСТОВ ДЛЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
Мир детства расширяется стремительно и ежедневно. И злое и доброе детская душа впитывает одинаково жадно, дурные и хорошие впечатления запоминаются одинаково ярко на всю жизнь. А.С.Пушкин писал: "Говорят, что несчастие - хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному..." Ровное, доброе отношение взрослого к ребёнку не противоречит требовательности и строгости.
Детские воспоминания всегда определённы и образны, но каждому из людей запоминается что-то больше, что-то меньше. Если взять весну, то, наверно, почти всем запомнились ощущения, связанные с такими занятиями, как установка скворечни с отцом, дедом или старшим братом, устройство запруды, канавы, игрушечной мельницы, первое ужение рыбы и многое другое.
Некая неуловимая грань при переходе одного состояния в иное, порой противоположное, больше всего волнует в детстве. Дети - самые тонкие ценители таких неуловимо-реальных состояний. Но и взрослым известно, что самая вкусная картошка чуть-чуть похрустывающая, на грани сырого и испечённого. Доли секунды перед прыжком через препятствие, момент, когда качели ещё двигаются вверх, но вот-вот начнётся обратное движение, миг перед падением в воду или в солому - всё это рождает непонятный восторг счастья и жизненной полноты.
Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. (По В.Сухомлинскому) 182 слова.
А для этого-то и понадобится знание приемов СОКРАЩЕНИЯ написанного.
Во-первых, нельзя сокращать текст случайно, как вздумается,
во-вторых, в итоге должен получится связный, логичный текст, а не его план.
Для этого можно сократить лишь второстепенную, несущественную информацию, сохраняя последовательность в развитии действия, смысловую и грамматическую связь между предложениями.
Разные авторы рассказывают о разных наборах языковых приемов сжатия текста. Кто-то говорит
об ИСКЛЮЧЕНИИ ( повторов, синонимов, поясняющих и уточняющих конструкций, второстепенной информации); ОБОБЩЕНИИ (замене однородных членов обобщающим словом, слиянию нескольких предложений в одно синонимичное, замене части предложения отрицательным или определительным местоимением ); УПРОЩЕНИИ( слиянии нескольких предложений, замене сложного предложения простым, замене прямой речи косвенной).
Кто-то вводит иные термины: ИСКЛЮЧЕНИЕ, ЗАМЕНА, СЛИЯНИЕ.
Но так или иначе ЭКЗАМЕНАТОРЫ-ЭКСПЕРТЫ будут проверять УМЕНИЯ отбирать в исходном тексте основное, при сохранении КОЛИЧЕСТВА МИКРОТЕМ. Продемонстрировать нужно умение сокращать текст разными способами, точно отбирая языковые средства для обобщенной передачи содержания.
Текст прозвучит ДВАЖДЫ.
При ПЕРВОМ чтении необходимо сосредоточиться на основной ТЕМЕ текста, определить МИКРОТЕМЫ, ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ, соотнести друг с другом смысловые части.
ФОРМА ЗАПИСЕЙ полностью зависит от вашего желания! Советы по ведению этих записей я вам давала ( фиксируем ключевые слова, пишем с пробелами между строк, чтобы была возможность что-то добавить при втором чтении, показываем отчеркиванием границы микротем).
В перерыве между прослушиваниями грамотно составляем план( желательно ТЕЗИСНЫЙ !), восстанавливаем логику и последовательность прослушанного текста, не пренебрегаем его стилем.
Особое внимание уделяем именам собственным, датам, цитатам, которые хотим использовать, важным ИДЕЯМ , которые необходимо сохранить.
За что получаем баллы?
Во-первых, за СОДЕРЖАНИЕ.
Точно передали основное содержание, отразив ВСЕ важные для его восприятия МИКРОТЕМЫ, и получили 2 БАЛЛА.
Упустили или добавили ОДНУ микротему - 1 БАЛЛ, более ОДНОЙ - 0 БАЛЛОВ.
Во-вторых, за СЖАТИЕ ТЕКСТА.
Применили приемы сжатия текста во ВСЕХ микротемах, получили 3 БАЛЛА,
только в 2 микротемах - 2 балла,
в одной - 1 БАЛЛ, нигде - 0 БАЛЛОВ,
В-третьих, за СМЫСЛОВУЮ ЦЕЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВУЮ СВЯЗНОСТЬ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ,
Если в вашей работе нет ЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ не нарушена, НЕТ нарушения АБЗАЦНОГО ЧЛЕНЕНИЯ ТЕКСТА , то вы получаете 2 БАЛЛА.
1 ЛОГИЧЕСКАЯ ошибка, и ( или) ОДНО нарушение АБЗАЦНОГО деления текста - 1 БАЛЛ,
если больше - о баллов.
Итого, можно получить МАКСИМАЛЬНО 7 БАЛЛОВ
ВАРИАНТЫ ТЕКСТОВ ДЛЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
ТЕКСТ №1 «Мир детства»
Мир детства расширяется стремительно и ежедневно. И злое и доброе детская душа впитывает одинаково жадно, дурные и хорошие впечатления запоминаются одинаково ярко на всю жизнь. А.С.Пушкин писал: "Говорят, что несчастие - хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному..." Ровное, доброе отношение взрослого к ребёнку не противоречит требовательности и строгости.
Детские воспоминания всегда определённы и образны, но каждому из людей запоминается что-то больше, что-то меньше. Если взять весну, то, наверно, почти всем запомнились ощущения, связанные с такими занятиями, как установка скворечни с отцом, дедом или старшим братом, устройство запруды, канавы, игрушечной мельницы, первое ужение рыбы и многое другое.
Некая неуловимая грань при переходе одного состояния в иное, порой противоположное, больше всего волнует в детстве. Дети - самые тонкие ценители таких неуловимо-реальных состояний. Но и взрослым известно, что самая вкусная картошка чуть-чуть похрустывающая, на грани сырого и испечённого. Доли секунды перед прыжком через препятствие, момент, когда качели ещё двигаются вверх, но вот-вот начнётся обратное движение, миг перед падением в воду или в солому - всё это рождает непонятный восторг счастья и жизненной полноты.
(По В.И.Белову) 184 слова
ТЕКСТ №2 «Дерево»
Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков – точно так же. Как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твёрдость.
Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.
Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом.
(По А.Камкину) 198 слов
ТЕКСТ №3 «Леса»
Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. И я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии.
Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. Он душист, свеж, полон озона. Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха.
В лесах вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. Кто испытал это на себе , кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы , охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.
(По К.Паустовскому) 187 слов
ТЕКСТ №4
Читатель, друг! Ты подумай: если писать только о доброте, то для зла – это находка, блеск. Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце-концов не будут их замечать. Если писать только о серьёзном-печальном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный её нежной дремотой, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всём этом – слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми.
Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души – само собой разумеющееся состояние.
…Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие.
(Г.Троепольский) 183 слова
ТЕКСТ №5 «Доблесть»
А что такое доблесть? Доблесть – это не только красивая форма, не только выправка, молодцеватый вид, не только смелость. Доблесть – это способность добывать победу. Без победы не бывает доблести, без победы доблесть превращается в карикатуру, в насмешку. Только там, где победа, там – доблесть. А победа – дело трудное. Победа требует напряжения всех сил. Победу нельзя добыть только технической силой, совершенным оружием, правильными знаниями военного дела, хотя и без этого не обойтись. Победа всегда достигается силой человеческого духа. Никакой доблести не будет, если не будет сильного духа.
А что значит сильных дух? Разве каждый смелый человек обладает сильным духом? Бывают совершенно безрассудные люди, которые совершают бесшабашные поступки. В них не доблесть, не сила духа, а то, что народ наш называл ухарством – безумной смелостью. Этим ухарством ни одной победы никогда не удавалось достичь, потому в ухарстве – тщеславие, показуха, а в доблести – подлинная сила духа.
Почему казаки избрали Александра Невского своим покровителем и его именем нарекли войсковой храм? Потому что он был человеком доблести. Став великим князем, он так и правил нашей страной, защищая от нашествия с Запада воинов, стремившихся крестовыми походами покорить Русь, и ублажая умной и мудрой дипломатией ещё более грозного врага с Востока, который тогда оккупировал всё пространоство исторической Руси.
(По Кириллу, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси) 198 слов
ТЕКСТ №6 «Добрые чувства»
Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? - Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Почему мальчишки даже стесняются своей доброты? Ведь без доброты - подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, - невозможна душевная красота человека.
Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.
Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. (По В.Сухомлинскому) 182 слова.
ТЕКСТ №7 «Война»
Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты — правоты дела мира. И миллионы молодых, да и постарше людей – мужчин, парней, женщин – приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.
Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма — целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело – на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу – боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.
Тогда нам всё это казалось по-разному, но теперь видится всё яснее: наши жертвы были не напрасны, каждая капля крови, пролитой на поле боя, так или иначе приближала нашу победу. Миллионы человеческих жизней – красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества. (По В.Быкову) 213 слов
ТЕКСТ №8 «Музыка»
Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим, - той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живет в нас, тревожит и волнует. Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено.
Музыка возвращает человеку все лучшее, что есть в нем и пребудет на земле. Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить. Возникает крамольная мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово.
Музыка и природа - это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не дает ему окончательно одичать. Я имею в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в бездумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись, и чей образ и подобие утратили. (В.Астафьев) 190 слов
ТЕКСТ №9 «Слова»
«Я – обыкновенный смертный, как и все люди, и отличаюсь от других только тем, что сижу за столом и копаю слова», - сказал о себе как-то Евгений Носов. Кажется со стороны: невеликий это труд – «копать слова». Но оглянитесь, прислушайтесь. Да, слов вокруг нас много, как на ярмарке. Они сыплются из телевизоров и радио, бросаются в глаза с рекламных афиш, глянцево лоснятся на обложках журналов… Но слова эти по большей части подержанные, да ещё будто измельчённые, высушенные городским обиходом. Они лишь раздражают наш слух, но души не касаются.
И вот попробуй тут найти слово живое, родниковое, то единственное, что ляжет на сердце читателя! Это никому не видимый, почти шахтёрский по изнурительности труд. Здесь даже Интернет не поможет со всеми своими миллионами сайтов. Лишь редкому художнику открываются чистые, будто промытые в небесной лазури, слова. Они не поучают, а согревают и утешают, как тёплая, чуть грубоватая от натуженности бабушкина ладонь.
Книги Носова полны не только зверушками и птицами, но и тем тишайшим народцем, что неприметно живёт у наших ног. Тут и мураши, и медлительные шмели, одетые в тёплые плюшевые шубки, и сгорбившийся, как старик, сухой подсолнух, и молодая крапива, что глядит барыней. А вокруг – сама земля наша, голубая странница в бескрайних космических полях. Всё живое, всё с душой, с тихой думою о чём-то своём. И как бы ни был одинок человек, он всегда в соседстве с природой. Научись понимать её, жалеть, побереги всякое малое создание – и ты не будешь одинок. (По Д.Шеварову) 235 слов
ТЕКСТ №10 «Совесть»
Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает и как бы гнетёт, то поощряет и радует. Это тонкое врождённое нравственное чувство называют совестью. Совесть – это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.
Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому как мы не можем себя убедить в том, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить и в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.
При попытках определить, что такое совесть, мы сталкиваемся с трудностями. Говоря о «механизме» совести, известный современный американский исследователь и психолог Джэймс Добсон отмечает, что совесть – это данная нам Богом способность отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. А чувство вины – это такое неудобное чувство, которое появляется, когда мы нарушаем внутренний кодекс этических правил. Иначе говоря, сознание вины появляется тогда, когда совесть выражает неодобрение нашим мыслям и поступкам, как бы говоря: «Тебе следует стыдиться самого себя!»
(По материалам учебного пособия «Основы нравственности») 197 слов
Спасибо, Елена Юрьевна. Лично мне стало всё понятно. Как делать, какая форма провидения, сколько баллов можно получить.
ОтветитьУдалитьЯ все поняла, и запомнила для себя нужные вещи, надеюсь, что поможет. Спасибо)
ОтветитьУдалитьСпасибо, некоторые вещи не знал.
ОтветитьУдалитьВсё понятно,подробно расписано.Спасибо,Елена Юрьевна я всё понял!
ОтветитьУдалитьЯсно, постараюсь запомнить.
ОтветитьУдалитьСпасибо, я все поняла.
ОтветитьУдалитьНу, я не соглашусь, что сжатое изложение легче развернутого. Мне, например, сокращать и "сжимать" текст намного труднее дается, нежели писать его в таком виде, в котором он и был. Но думаю, что если опираться на вышенаписанные правила сокращения, мне будет проще работать с текстами и делать сжатые изложения. И, кстати, очень хорошо, что Вы разместили всё то, что мы слышали от Вас на уроках русского, здесь, в своем блоге в письменном виде. Можно в любой момент зайти сюда и освежить память, если что-то вдруг забыл. Спасибо Вам, Елена Юрьевна!
ОтветитьУдалитьЛиза, конечно, я ошибочно написала, что "легче" сжатое, уже исправила!
УдалитьСпасибо, Елена Юрьевна, теперь мне всё понятно.
ОтветитьУдалитьСпасибо большое! Теперь все понял.
ОтветитьУдалитьСпасибо,Елена Юрьевна! Только вот на один вопрос ответ все-таки не нашла,черновики соберут, или же мы оставим их себе на память об экзамене?
ОтветитьУдалитьТоня, на экзамене все черновики собирают.
УдалитьСпасибо, Елена Юрьевна. Мы всегда перед написанием изложения повторяем эти правила, теперь всё разложилось по полочкам;главное - правильно применить и вспомнить эти правила, когда начинаешь писать сжатое изложение.
ОтветитьУдалитьБлагодарю! Спасибо за информацию, теперь постараюсь написать изложение, соблюдая все критерии.;)
ОтветитьУдалитьСпасибо, всё понятно, постараюсь запомнить.
ОтветитьУдалитьЕлена Юрьевна, спасибо, я всё поняла.
ОтветитьУдалитьСпасибо Елена Юрьевна! Теперь более ясно представляю,что такое изложение.
ОтветитьУдалитьелена юрьевна, всё понятно, некоторые вещи не знал, но теперь запомню их
ОтветитьУдалитьЕлена Юрьевна, спасибо за материал.
ОтветитьУдалитьВсё подробно и понятно написано, небольшой по объёму, что очень хорошо.
Освежил память на счёт видов сжатия (призабыл уже)...
Считаю очень полезно периодически читать и вспоминать прошедший материал!
Большое спасибо,Елена Юрьевна.Я всё поняла,постараюсь запомнить и применить на практике.
ОтветитьУдалитьЕлена Юрьевна, хоть вы нам столько раз об этом говорили, сейчас я это прочла, но иногда мы забываем некоторые вещи, теперь, когда я буду что-то забывать, обязательно буду заглядывать на эту страницу.
ОтветитьУдалитьСпасибо! Узнала несколько новых вещей. Вы сказали, что нужно сдавать черновики, но зачем?
ОтветитьУдалитьТакие уж правила проведения экзамена.
УдалитьТеперь и у меня возник вопрос касательно черновиков: будут ли играть какую-то роль наши записи на них? Смогут ли нам приписать какой-то дополнительный балл за грамотно составленный план изложения? Или же у них просто так принято собирать листы?
УдалитьЛиза, дополнительного балла не будет.
УдалитьСпасибо Елена Юрьевна!!! теперь я все запомнила и буду стараться писать сжатое изложение по всем правилам!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена Юрьевна! Кое что не знала.Все стало понятно, теперь буду стараться писать правильно.
ОтветитьУдалитьТеперь, наконец, порядок в голове. Спасибо, Елена Юрьевна!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена Юрьевна. Теперь мне точно все понятно.
ОтветитьУдалитьСпасибо Елена Юрьевна.Ознакомилась,постараюсь всё учесть.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена Юрьевна. Постараюсь всё запомнить и писать вам изложения на одни пятерки!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое, Елена Юрьевна! Всё понятно.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена Юрьевна. Я всё понял.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена Юрьевна. Все понял.
ОтветитьУдалить