Разобравшись со сжатым изложением, переходим ко второму виду заданий на экзамене - ТЕСТАМ.
Как мы с вами знаем, там ДВА БЛОКА заданий - часть А, состоящая из СЕМИ вопросов, где нужно ВЫБРАТЬ один из ЧЕТЫРЕХ ответов. И часть В, состоящая из ДЕВЯТИ , где правильный ответ нужно записать САМИМ.
Задание А1 проверяет понимание СМЫСЛА ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА. Не торопитесь прочитать выданный для анализа текст БЫСТРО, медленное чтение не только поможет ответить на это конкретное задание, но и подготовиться к сочинению на лингвистическую тему.
Задание А2, в нем потребуется понять ЛЕКСИЧЕСКОЕ значение слова. Помним, что ПРЯМОЕ значение слова СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНО, а ПЕРЕНОСНОЕ значение всегда ОБРАЗНОЕ, СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННОЕ, Слова, употребленные в переносном значении, называются ТРОПАМИ. Применение их автором - это способ показать явление, предмет, признак, действие с НОВОЙ, НЕОЖИДАННОЙ стороны. В основе ВСЕХ ТРОПОВ лежит скрытое сравнение ( НЕ ПУТАТЬ со СРАВНИТЕЛЬНЫМ ОБОРОТОМ!!! )
ПО ТРОПАМ СДЕЛАЮ ОТДЕЛЬНУЮ СТРАНИЧКУ.
Задания А3. Здесь рассматриваются выразительно-изобразительные средства языка - ЭПИТЕТЫ, МЕТАФОРЫ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, СРАВНЕНИЯ и др. Стало быть, нужно выучить определения этих терминов. Именно это задание МОЖЕТ ПОМОЧЬ в отборе ПРИМЕРОВ_АРГУМЕНТОВ к сочинению на лингвистическую тему.
Задание А4.Здесь будем отвечать на вопросы, связанные с ФОНЕТИКОЙ, Не путаем ЗВУК и БУКВУ. Смотрим тетрадь для подготовки к экзамену о Ъ и Ь знаках, которые не обозначают ЗВУКОВ, о всегда мягких ( Ч Щ Й) или всегда твердых ( Ж Ш Ц) звуках, ВСПОМИНАЕМ НАШЕ:
- Степка, хочешь щец?
-Фу!
( в диалоге собраны ВСЕ ГЛУХИЕ согласные) .
Помним про двойную роль букв Е, Е,Ю,Я.
Не забываем о таких фонетических процессах, как ОЗВОНЧЕНИЕ и ОГЛУШЕНИЕ согласного, замене двух согласных ОДНИМ ДОЛГИМ.
Задание А5 и А6 проверяют ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ правила написания корней и приставок.
Безударная гласная корня может быть ПРОВЕРЯЕМОЙ, НЕПРОВЕРЯЕМОЙ, ЧЕРЕДУЮЩИЙСЯ. Значит, нам нужно хорошо знать правила написания КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ.
Задание А7 посвящено правописанию Н и НН в прилагательных и причастиях,
В кратких прилагательных, в существительных и наречиях пишется столько Н, сколько в полной форме прилагательного, от которого они образованы:
А также правилам написания ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ и СУФФИКСОВ причастий НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ ( помним, что то и другое связано со СПРЯЖЕНИЕМ глагола).
ЗА ЧАСТЬ А МОЖНО МАКСИМАЛЬНО ПОЛУЧИТЬ 7 баллов.
Как мы с вами знаем, там ДВА БЛОКА заданий - часть А, состоящая из СЕМИ вопросов, где нужно ВЫБРАТЬ один из ЧЕТЫРЕХ ответов. И часть В, состоящая из ДЕВЯТИ , где правильный ответ нужно записать САМИМ.
Задание А1 проверяет понимание СМЫСЛА ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА. Не торопитесь прочитать выданный для анализа текст БЫСТРО, медленное чтение не только поможет ответить на это конкретное задание, но и подготовиться к сочинению на лингвистическую тему.
Задание А2, в нем потребуется понять ЛЕКСИЧЕСКОЕ значение слова. Помним, что ПРЯМОЕ значение слова СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНО, а ПЕРЕНОСНОЕ значение всегда ОБРАЗНОЕ, СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННОЕ, Слова, употребленные в переносном значении, называются ТРОПАМИ. Применение их автором - это способ показать явление, предмет, признак, действие с НОВОЙ, НЕОЖИДАННОЙ стороны. В основе ВСЕХ ТРОПОВ лежит скрытое сравнение ( НЕ ПУТАТЬ со СРАВНИТЕЛЬНЫМ ОБОРОТОМ!!! )
ПО ТРОПАМ СДЕЛАЮ ОТДЕЛЬНУЮ СТРАНИЧКУ.
Задания А3. Здесь рассматриваются выразительно-изобразительные средства языка - ЭПИТЕТЫ, МЕТАФОРЫ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, СРАВНЕНИЯ и др. Стало быть, нужно выучить определения этих терминов. Именно это задание МОЖЕТ ПОМОЧЬ в отборе ПРИМЕРОВ_АРГУМЕНТОВ к сочинению на лингвистическую тему.
Задание А4.Здесь будем отвечать на вопросы, связанные с ФОНЕТИКОЙ, Не путаем ЗВУК и БУКВУ. Смотрим тетрадь для подготовки к экзамену о Ъ и Ь знаках, которые не обозначают ЗВУКОВ, о всегда мягких ( Ч Щ Й) или всегда твердых ( Ж Ш Ц) звуках, ВСПОМИНАЕМ НАШЕ:
- Степка, хочешь щец?
-Фу!
( в диалоге собраны ВСЕ ГЛУХИЕ согласные) .
Помним про двойную роль букв Е, Е,Ю,Я.
Не забываем о таких фонетических процессах, как ОЗВОНЧЕНИЕ и ОГЛУШЕНИЕ согласного, замене двух согласных ОДНИМ ДОЛГИМ.
Задание А5 и А6 проверяют ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ правила написания корней и приставок.
Правописание приставок
Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения.
В приставках, оканчивающихся на -З(БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С.Приставки З- в русском языке нет.
В приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС- под ударением пишется О, без ударения - А. |
Безударная гласная корня может быть ПРОВЕРЯЕМОЙ, НЕПРОВЕРЯЕМОЙ, ЧЕРЕДУЮЩИЙСЯ. Значит, нам нужно хорошо знать правила написания КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ.
Задание А7 посвящено правописанию Н и НН в прилагательных и причастиях,
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
Пишется -НН-:
В причастиях:
В полных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида
|
подареННая книга
(подарить, что сделать? Глагол совершенного вида)
|
В причастии, имеющем при себе зависимые слова (т.е. в причастном обороте)
|
крашеННая (чем?) масляной краской дверь;
варёННый (где?) в кастрюле картофель
|
При наличии приставки (кроме не-)
|
накрашеННая, сломаННый
|
В словах на -ованный (-еванный)
|
мариноваННый, арестоваННый
|
В прилагательных:
если основа слова заканчивается на -Н-
(Н + суффикс Н = НН)
|
тумаН + Н = тумаННый
картиНа + Н = картиННый
|
если слово образовано при помощи суффиксов
-онн-, -енн-
|
солома + енн = соломеННый
станция + онн = станциоННый
|
в трех словах, являющихся исключением:
|
оловяННый, деревяННый, стекляННый
|
В отглагольных прилагательных, оканчивающихся на -ованный, -еванный
(исключения: коваНый, жёваНый.
НО! КоваННый (чем?) медью сундук,
разжёваННый (соверш.вид)
|
рисОВАННЫЙ, газирОВАННАЯ, фарширОВАННАЯ
|
В некоторых отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида (их надо запомнить):
|
видеННый, даННый, желаННый, невидаННый, негадаННый, чекаННый, неждаННый, неслыхаННый, нечаяННый, поклеваННый, свящеННый, обещаННый, отчаяННый, лишёННый, считаННые
|
Исключение:
Прилагательное ветреНый пишется с одной -Н-.
НО! БезветреННый.
Пишется -Н-:
В причастиях:
В кратких страдательных причастиях
|
Письмо (каково?) написаНо
Картины (каковы?) развешаНы
|
В прилагательных:
Правила
|
Примеры
|
Исключения
|
если прилагательные образованы без суффикса
|
юНый, пряНый
|
-
|
в относительных прилагательных, образованных при помощи суффиксов -ан-, -ян-
|
кожа+ан = кожаНый
шерсть+ян = шерстяНой
|
оловяННый, деревяННый, стекляННый
|
В притяжательных прилагательных, образованных при помощи суффикса -ин-
|
лебедь+ин = лебедиНый
орёл+ин = орлиНый
|
-
|
В прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида с суффиксами -н-, -ен- и не имеющих зависимых слов
|
гружеНые (вагоны)
вязаНая (кофта)
жареНая (картошка)
|
желаННый
свящеННый
негадаННый
даННый
неслыхаННый
|
В исключении ветреНый
(НО! безветреННый)
|
ветреНый
(НО! безветреННый)
|
-
|
В прилагательном масляный, т.е. «состоящий из масла», «сделанный на масле», «работающий на масле»
|
масляНый
|
-
|
В кратких прилагательных, в существительных и наречиях пишется столько Н, сколько в полной форме прилагательного, от которого они образованы:
Утро пасмурное – утро пасмурно, было пасмурно.
Речь длинная – речь длинна, говорить длинно, подлинник.
Современный язык – она современна, современник, одеваться современно.А также правилам написания ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ и СУФФИКСОВ причастий НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ ( помним, что то и другое связано со СПРЯЖЕНИЕМ глагола).
ЗА ЧАСТЬ А МОЖНО МАКСИМАЛЬНО ПОЛУЧИТЬ 7 баллов.
Спасибо,все стало понятно!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое!)
ОтветитьУдалитьЕлена Юрьевна, я всё понял, только объясните пожалуйста, как отличать отглагольные прилагательные от причастий?
ОтветитьУдалитьГоша, причастие может утрачивать ГЛАГОЛЬНЫЕ свойства и в этом случае обозначать только ПРИЗНАК предмета. Блестящий ( прилагательное) оратор . Блестящий ( причастие) на солнце предмет.
УдалитьВыдающиеся ( прилагательное) способности. Выдающийся ( прилагательное) вперед подбородок. Выдающийся ( прилагательное)
ученый. Замкнутый( прилагательное) характер. Замкнутая ( причастие) кривая.
Обычно переходят в прилагательные СТРАДАТЕЛЬНЫЕ причастия с суффиксами -НН-, -ЕНН-, -Т-. Непревзойденный мастер, утонченный вкус, изысканные манеры, приподнятое настроение, неожиданное известие и др.
Такой переход ПРИЧАСТИЯ в ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ нередко сопровождается изменением ЛЕКСИЧЕСКОГО значения слова. Сравни: Не собранные ( причастие) другом вещи. Несобранный( прилагательное ) человек. Насыпь, образованная ( причастие) взрывом. Образованная( прилагательное) женщина.
Помним, что в КРАТКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ пишется столько Н, сколько в ПОЛНЫХ( то есть может быть -Н_ или -НН-, а в КРАТКИХ ПРИЧАСТИЯХ - всегда -Н-). Города образованы( краткое причастие) в горах.Женщина образованна( краткое прилагательное) , воспитанна.
Выдающийся ( причастие) вперед подбородок. Описалась.
Удалитьспасибо
УдалитьСпасибо, Елена Юрьевна. Теперь я понял.
ОтветитьУдалитьЕлена Юрьевна, мне все понятно. Спасибо вам за то, что еще раз объяснили.
ОтветитьУдалитьЕлена Юрьевна, спасибо за эти правила, я все вспомнила и поняла.
ОтветитьУдалитьСпасибо большое!Всё понял.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена Юрьевна. Всё ясно и подробно изложено.
ОтветитьУдалитьНадеюсь на практике всё получится.
Я все поняла, спасибо.
ОтветитьУдалитьЕлена Юрьевна, спасибо, мне все понятно.
ОтветитьУдалитьСпасибо большое, Елена Юрьевна! Всё понятно.
ОтветитьУдалитьСпасибо большое, теперь все понятно!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое, Елена Юрьевна! Всё очень подробно расписано, а главное - приведены примеры к каждому случаю, по всем правилам есть таблицы, так что даже никаких вопросов у меня не осталось.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена Юрьевна, после прочитанного мне стало все понятно!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена Юрьевна. Я всё понял.
ОтветитьУдалитьСпасибо, теперь я знаю, куда заглянуть, если что-то забуду.
ОтветитьУдалитьСпасибо, я и до этого знал, с чем мне придётся иметь дело, но в вашем посту есть очень много вспомогательной информации!
ОтветитьУдалитьСпасибо,Елена Юрьевна , за полезную информацию!
ОтветитьУдалитьСпасибо за пост, Елена Юрьевна! Я всё поняла.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена Юрьевна. Все понял.
ОтветитьУдалитьЕлена Юрьевна, огромное спасибо, я всё понял. Перепишу всё в тетрадь, чтобы не забыть
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена Юрьевна. Теперь все стало понятнее. Спасибо за предоставленную Вами информацию, я всегда смогу сюда заглянуть, если что-то забуду.
ОтветитьУдалитьСпасибо за подробную информацию,Елена Юрьевна!
ОтветитьУдалитьЕлена Юрьевна, спасибо, распечатала даже пару табличек из поста и вклеила в большую тетрадь, хорошо помогает понять то, что было раньше не известно.
ОтветитьУдалитьСпасибо большое за информацию, Елена Юрьевна! Всё понятно.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена Юрьевна. Все уже переписано в тетрадь!
ОтветитьУдалитьЕлена Юрьевна,спасибо.Я переписала всю информацию, вклеила таблицы в тетрадь.
ОтветитьУдалитьЕлена Юрьевна, спасибо, теперь легче разбирать ошибки. Уже все в тетради
ОтветитьУдалитьЕлена Юрьевна, извините пожалуйста за то, что так поздно отписался. Все понятно, буду готовиться! СПАСИБО
ОтветитьУдалитьСпасибо большое! Теперь всё стало ясно.
ОтветитьУдалитьЕлена Юрьевна, спасибо за то что вы помогли разобраться)))Все переписано ))
ОтветитьУдалитьЕлена Юрьевна, спасибо большое за то, что помогли разобраться с частью А) теперь будет легче разбираться с тестами.
ОтветитьУдалитьЕлена Юрьевна, спасибо большое за правила, все задания части А понятны, все правила записаны.
ОтветитьУдалить