ПЛАН ( по Марине Шилковой)
Возраст героя. Что из этого следует? ( еще молод, отсюда юношеский максимализм; еще молод, но уже проявляет муждрость; нет жизненного опыта или он есть; зрелый человек, поэтому способен оценить...; уже немолодой, поэтому ему трудно понять или принять...и т.п.)
Воспитание, образование ( традиционное для людей его круга - глубокое, поверхностное, прошло даром и т.п.)
Время и его влияние на героя ( спокойное, переломное, надвигаются...; необходимы перемены; герой вне времени, опережает его, застыл в прошлом и т.п.)
Положение в обществе ( лидер, один из...; аристократ, разночинец, маленький или лишний человек, пользуется авторитетом в своем или не только в своем кругу, хочет пробиться выше, доволен своим положением или нет, не задумывается об этом и т.п.)
Умение чувствовать ( эмоционален, держит себя в руках, скрывает чувства, эмоционально глух, чувствителен только там, где это касается его лично, глух к чувствам других или замечает их и т.п.)
Поведение в обыденной жизни ( если оно чем-либо выделяется из общего рисунка)
Поведение в экстремальной ситуации ( если таковая описана)
Отношение героя к обществу и общества к герою ( как и в чем проявляется, причины и следствия)
Система ценностей( что для него в жизни главное, на что обращается минимум - максимум внимания, как это соотносится с системой ценностей, принятой в его кругу, в его время)
Авторская позиция по отношению к герою ( обратить внимание на стиль писателя, художественно-изобразительные средства, художественные детали, которые помогут сформулировать авторское отношение к герою)
Ваша позиция по отношению к герою. Высказать ее АРГУМЕНТИРОВАННО.
Еще один вариант плана характеристики героя литературного произведения ( по М.Г.Беловой)
Возраст героя. Что из этого следует? ( еще молод, отсюда юношеский максимализм; еще молод, но уже проявляет муждрость; нет жизненного опыта или он есть; зрелый человек, поэтому способен оценить...; уже немолодой, поэтому ему трудно понять или принять...и т.п.)
Воспитание, образование ( традиционное для людей его круга - глубокое, поверхностное, прошло даром и т.п.)
Время и его влияние на героя ( спокойное, переломное, надвигаются...; необходимы перемены; герой вне времени, опережает его, застыл в прошлом и т.п.)
Положение в обществе ( лидер, один из...; аристократ, разночинец, маленький или лишний человек, пользуется авторитетом в своем или не только в своем кругу, хочет пробиться выше, доволен своим положением или нет, не задумывается об этом и т.п.)
Умение чувствовать ( эмоционален, держит себя в руках, скрывает чувства, эмоционально глух, чувствителен только там, где это касается его лично, глух к чувствам других или замечает их и т.п.)
Поведение в обыденной жизни ( если оно чем-либо выделяется из общего рисунка)
Поведение в экстремальной ситуации ( если таковая описана)
Отношение героя к обществу и общества к герою ( как и в чем проявляется, причины и следствия)
Система ценностей( что для него в жизни главное, на что обращается минимум - максимум внимания, как это соотносится с системой ценностей, принятой в его кругу, в его время)
Авторская позиция по отношению к герою ( обратить внимание на стиль писателя, художественно-изобразительные средства, художественные детали, которые помогут сформулировать авторское отношение к герою)
Ваша позиция по отношению к герою. Высказать ее АРГУМЕНТИРОВАННО.
Еще один вариант плана характеристики героя литературного произведения ( по М.Г.Беловой)
- Место, занимаемое героем в произведении.
- Общественное и семейное положение героя, обстановка, в которой он живет.
- Портрет( "говорящие имена", внешность, манера держаться, особенности костюма и т.п.)
- Речь героя
- Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающее и влияние окружающего.
- Цели жизни, основные интересы.
- Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам, их отношение к нему.
- Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения. Наблюдения над стилем автора, художественно-изобразительными средствами, ролью художественной детали.
- Ваше отношение к герою, насколько он современен.( аргументация своей точки зрения)
Речевые обороты, которые могут помочь в написании характеристики литературного персонажа.
- Автор наделяет героя ( биографией... мировоззрением... аристократическим происхождением... красотой... молодостью...и т.п.)
- Повествователь моделирует ситуацию ( дуэли...любовной неудачи...победы над обстоятельствами...путешествия...объяснения в любви и т.п.)
- Автор помещает своего героя в пространство жизни ( высшего света... помещичьей жизни... в армейскую среду... московского света и т.п.)
- Автор вводит в роман ( героя-антитезу, героя-соперника, героя-романтика, героя-двойника и т.п.)
- Судьба героя образует фабулу повествования.....
- Мировоззрение героя является результатом его жизненного опыта...
Комментариев нет:
Отправить комментарий