Страницы

суббота, 21 декабря 2013 г.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

ПЛАН ( по Марине Шилковой)

Возраст героя. Что из этого следует? ( еще молод, отсюда юношеский максимализм; еще молод, но уже проявляет муждрость; нет жизненного опыта или он есть; зрелый человек, поэтому способен оценить...; уже немолодой, поэтому ему трудно понять или принять...и т.п.)


Воспитание, образование ( традиционное для людей его круга - глубокое, поверхностное, прошло даром и т.п.)


Время и его влияние на героя ( спокойное, переломное, надвигаются...; необходимы перемены; герой вне времени, опережает его, застыл в прошлом и т.п.)


Положение в обществе ( лидер, один из...; аристократ, разночинец, маленький или лишний человек, пользуется авторитетом в своем или не только в своем кругу, хочет пробиться выше, доволен своим положением или нет, не задумывается об этом и т.п.)


Умение чувствовать  ( эмоционален, держит себя в руках, скрывает чувства, эмоционально глух, чувствителен только там, где это касается его лично, глух к чувствам других или замечает их и т.п.)


Поведение в обыденной жизни ( если оно чем-либо выделяется из общего рисунка)

Поведение в экстремальной ситуации ( если таковая описана)

Отношение героя к обществу и общества к герою ( как и в чем проявляется, причины и следствия)


Система ценностей( что для него в жизни главное, на что обращается минимум - максимум внимания, как это соотносится с системой ценностей, принятой в его кругу, в его время)


Авторская позиция по отношению к герою ( обратить внимание на стиль писателя, художественно-изобразительные средства, художественные детали, которые помогут сформулировать авторское отношение к герою)


Ваша  позиция по отношению к герою. Высказать ее АРГУМЕНТИРОВАННО.

Еще один вариант плана характеристики героя литературного произведения ( по М.Г.Беловой)



  1. Место, занимаемое героем в произведении.
  2. Общественное и семейное положение героя, обстановка, в которой он живет.
  3. Портрет( "говорящие имена", внешность, манера держаться, особенности костюма и т.п.)
  4. Речь героя
  5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающее и влияние окружающего.
  6. Цели жизни, основные интересы.
  7. Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам, их отношение к нему.
  8. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения. Наблюдения над стилем автора, художественно-изобразительными средствами, ролью художественной детали.
  9. Ваше отношение к герою, насколько он современен.( аргументация своей точки зрения)

Речевые обороты, которые могут помочь в написании характеристики литературного персонажа.

  • Автор наделяет героя ( биографией... мировоззрением... аристократическим происхождением... красотой... молодостью...и т.п.)
  • Повествователь моделирует ситуацию ( дуэли...любовной неудачи...победы над обстоятельствами...путешествия...объяснения в любви и т.п.)
  • Автор помещает своего героя в пространство жизни ( высшего света... помещичьей жизни... в армейскую среду... московского света и т.п.)
  • Автор вводит в роман  (  героя-антитезу, героя-соперника, героя-романтика, героя-двойника и т.п.)
  • Судьба героя образует фабулу повествования.....
  • Мировоззрение героя является результатом его жизненного опыта...

Комментариев нет:

Отправить комментарий