Страницы

понедельник, 27 октября 2014 г.

Готовимся к сочинению

Темы для сочинений по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума":

1. "Что нового покажет мне Москва?.." 






Старая, она же барская, она же фамусовская, она же — как ни странен этот ряд — грибоедовская Москва — всё это названия одного и того же явления, чаще именуемого фамусовским обществом. Сочинениям по этой теме несть числа. Но чтобы ваше не оказалось очередным близнецом, воспользуйтесь следующими советами.
Данная тема относится к типу “групповая характеристика персонажей”. За основу можно взять тему о фамусовском обществе и слегка развернуть её лицом к Москве. “Какая опасность нас подстерегает? Она на поверхности, эта опасность: ограничиться общими словами, ничего конкретного не сказать”1. Поэтому в случае встречи с такими заголовками («Изображение поместного дворянства в романе “Евгений Онегин”», «Чиновники города NN в “Мёртвых душах”» и т.п.) нужно следовать правилу: “обобщающие темы мы конкретизируем, конкретные — по возможности обобщаем”2.
Возьмём несколько конкретных черт, характеризующих фамусовское общество.
1. Барский, крепостнический уклад жизни, праздность.
2. Отношение к службе и долгу.
3. Двойная мораль.
4. Консерватизм (приверженность к старому и боязнь всего нового).
5. Вопиющее невежество, ненависть к просвещению.
6. Галломания (преклонение перед всем иностранным).
7. Страх перед свободомыслием и круговая порука фамусовского общества в ненависти к инакомыслящим.
Выберите из этого списка то, что вы лучше всего знаете (последовательность пунктов в этом случае не имеет большого значения), подтвердите ваши мысли цитатами — и сочинение наполовину готово. Однако ваша задача — показать не только общие, но и индивидуальные черты представителей московского общества. Поэтому из огромного количества персонажей выберите три-четыре и скажите несколько слов о каждом. Тем самым вы убьёте сразу двух зайцев: охарактеризуете фамусовское общество как тип и покажете мастерство Грибоедова в обрисовке характеров.
А как же с обобщением? Оно обязательно должно быть. Как водится, во вступлении, в заключении, а ещё — в конце главной части.
Обобщение такого примерно плана: старая Москва у Грибоедова — потрясающий по силе изображения образ, недаром наряду с пушкинской, лермонтовской, булгаковской Москвой существует и эта, грибоедовская, предшествующая им. Грибоедовская Москва — это характеристика московского дворянства на определённом этапе его развития. Это некий, довольно узкий круг людей, признающих определённую систему ценностей, исповедующих одну религию и ненавидящих всех тех, кто выступает против налаженного, привычного образа жизни. Символом этой Москвы выступает один из главных героев пьесы — Павел Афанасьевич Фамусов. Все герои группируются вокруг него, в нём соединены все их жизненные помыслы, принципы, идеалы. Все они похожи, и сами это ощущают: “На всех московских есть особый отпечаток” (Фамусов).
Однако было бы несправедливо говорить об этой Москве только как об отрицательном явлении. Тем более что и тема-то у нас звучит несколько по-другому: не “фамусовская Москва”, а “старая Москва”. Это определение несёт на себе несомненный отпечаток чего-то забытого, домостроевского, патриархального, точнее, матриархального (впервые мысль о силе женской власти в среде московского дворянства начала XIX века отметил Ю.Тынянов в статье «Сюжет “Горя от ума”»), аромат старины, хлебосольства, гостеприимства... Кто после Фамусова станет так рьяно опекать не только ближнюю, но и дальнюю родню (вспомните реплику о“сестриных, свояченицыных детках”)? Когда ещё Москва будет есть “три часа, а в три дни не сварится!”? Конечно, потом будут и Пушкин, и Л.Толстой. Но начало-то положено Грибоедовым. В его пьесе воссоздан типично московский быт, московский распорядок жизни, даром что двухсотлетней давности.
Есть ещё один возможный поворот в развитии темы: чему противопоставлена старая Москва у Грибоедова? В пьесе-то не одна, а две Москвы: барская, с одной стороны, и Москва Чацкого, князя Фёдора, двоюродного брата Скалозуба — с другой3. Получается, что фамусовская Москва — это ещё не вся Москва, в ней есть и другие лица.
Вот сколько, оказывается, возможностей таит в себе такая банальная на первый взгляд тема, как «Старая Москва в комедии Грибоедова». ( комментарий к теме  Борисенко Н.)


2. "Кто разгадает вас?.." ( образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова)

Софья — ещё один главный персонаж комедии. О ней ведутся споры не одно десятилетие. “Софья начертана неясно...” — отозвался о героине пьесы Пушкин. “К Софье Павловне трудно отнестись несимпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости”, — писал главный критик «Горя от ума» Гончаров. “Бесёнок в юбке”, — охарактеризовал героиню Грибоедова Блок. А сами вы что думаете о Софье? Кто она Чацкому — друг или враг? На чьей стороне? К какому лагерю принадлежит4
Тема интересна, потому что образ Софьи неоднозначен и даже в какой-то мере парадоксален. Софья — один из самых загадочных образов в русской литературе. Возьмём хотя бы такую деталь: в списке действующих лиц Софья Павловна идёт сразу же за Фамусовым и награждена ремаркой “дочь его”. Так что же, Софья одним этим авторским приложением причислена к фамусовскому обществу? А с другой стороны, Софья, безусловно, выделяется из круга Фамусова. Она первая из героинь русской литературы осмелилась на собственный выбор, полюбила не того, на кого ей указывает отец. Она, дочь Фамусова (от лат. fama — молва), произносит такие крамольные слова: “Что мне молва? Кто хочет, тот и судит”.
Сочинение, конечно же, о Софье Фамусовой. Но главный акцент нужно всё же сделать на слове роль. Зачем Софья в комедии? Какова сюжетная, композиционная и идейная роль её образа в пьесе?
Софья участвует в обоих конфликтах комедии: и в частном, и в общественном. Без неё пьеса не состоялась бы вообще. Сюжет «Горя от ума» строится на развитии традиционного “любовного треугольника”, в котором Софья — главное действующее лицо. И Софья же — участница другого, более важного конфликта — конфликта Чацкого с фамусовским обществом. И в этой борьбе она доходит до конца — становится прямым врагом Чацкого, первая объявив его сумасшедшим.
В финале пьесы каждый из героев — и Чацкий, и Софья — оказывается со своим “мильоном терзаний”. Помните, что финал у грибоедовской комедии открытый. Это относится не только к Чацкому, но и к Софье. Что будет с Софьей Павловной дальше — мы не знаем. Но то, что впервые в русской драматургии в образе главной героини создан живой, реалистический характер, несомненно (сравните грибоедовскую Софью с Софьей Фонвизина или бедной Лизой Карамзина). Потому и писать о нём хоть и трудно, но интересно.




    И.А. Гончаров дал Софье следующую характеристику: «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию». 
 Согласны ли вы с такой трактовкой образа?

3. "Молчалины блаженствуют на свете"...?




Обратите внимание на вопросительный знак в теме. Раскройте смысл образа Молчалина в комедии, подумайте, почему не только смешон, но и страшен этот герой . Объясните , насколько  живуч, современен  этот типаж. А может быть, вы задумаетесь над мыслью Феликса Кривина:

           Когда молчалины уходят со двора,
           Им не кричать:"Карету мне, карету!"

Может быть, ваше сочинение будет гимном обывателю?
Так ли уж "блаженствуют" на свете молчалины?

Проанализируйте обязательно сцену словесного поединка Чацкого и Молчалина, кто , на ваш взгляд, является победителем в нем? Почему?

Выскажите свою точку зрения на образ, созданный Грибоедовым.
    

4. Кульминация комедии - точка,  где соединяется любовный и общественный конфликт. Анализ  эпизода распространения сплетни о сумасшествии Чацкого.


Начало комедии — идиллическая картинка, на первый взгляд. Софья любит Молчалина, робкого, несмелого (“ни слова вольного…”), хочет выйти за него замуж, готовит отца к мысли о женихе, что “в бедности рождён”. Появление Чацкого путает ей все карты, но становится катализатором развития её отношений с Молчалиным.
Чацкий хочет выяснить, кто его соперник (“Кто наконец ей мил? Молчалин! Скалозуб!”), понять Софью (“Кто разгадает вас?”). Обморок Софьи (реакция на падение Молчалина с лошади) — свидетельство действительно глубоких чувств девушки, хотя она не хочет прямо говорить о своей любви.
В репликах Чацкого мы найдём объективное объяснение тому, почему Софья выбрала Молчалина.
Быть может, качеств ваших тьму,
Любуясь им, вы придали ему;
Не грешен он ни в чём, вы во сто раз грешнее.
Чацкий, сам того не зная, попал в точку. Он угадал: Софья “придумала” Молчалина.
Подумаем, что так рассердило Софью, настроило её против Чацкого, который дал Молчалину убийственную характеристику.
Молчалин! — Кто другой так мирно всё уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрёт!
В нём Загорецкий не умрёт!
Софья так рассержена, потому что в душе её таится смутное ощущение неполного соответствия Молчалина её идеалу, но в ней заговорило женское самолюбие: предмет её любви так посмели осуждать! Вдобавок она внутренне понимает, что Чацкий прав. От этого ей особенно обидно. Из-за чего у неё обострились отношения с Чацким? Из-за любви. У всех прочих это общественный конфликт, а у неё — любовный.
Сознательно ли Софья объявляет Чацкого сумасшедшим? Да.
А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?
Это кульминационный момент комедии, в котором соединились оба конфликта — любовный и общественный.
В явлениях 10–13 (действие IV) происходит развязка любовного конфликта. Анализ этих явлений позволяет подвести итоги характеристике Молчалина, раскрывающего перед Лизой свои жизненные принципы, а также Софьи, предстающей перед нами сильной натурой. Софья поняла, что она полюбила подлеца. В чём её “мильон терзаний”? Рухнула идиллия романтической любви Молчалина. Но существеннее для Софьи другое: она унижена не только осознанием того, что не привлекает Молчалина вообще. Страшно, что это произошло на глазах у Чацкого.

Итак, проанализируйте сцену распространения сплетни,  докажите, что она является кульминационной и для любовного, и для общественного конфликта. 


НЕ СПИСЫВАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СОЧИНЕНИЯ ИЗ ИНТЕРНЕТА!!! ДУМАЙТЕ САМИ, РЕШАЙТЕ САМИ,,, 




Комментариев нет:

Отправить комментарий